Говорят, совсем скоро 3D очки не понадобятся. Может быть специальную линзу, способную искажать реальность по щелчку наших пальцев, будут внедрять прямо в глаз? Может быть мы скоро сможем жить в своих грезах, забыв навсегда о реальности, нажав всего лишь на маленькую кнопочку встроенную в мозг? Кто знает, будет ли это когда-нибудь обыденной операцией или доступной пилюлей от депрессии… Фрейд о таком и не мечтал. Мечтала ли об этом художница Яёи Кусама? Вряд ли, но свое время она точно опередила.
Яёи Кусама создает необычные сказки, сюрреалистические коробочки, на самом деле, не имеющие горизонта.
Необычная 86-летняя японка, говорят, страдает галлюцинациями. А может быть наоборот, художница видит реальность такой, какой она является на самом деле? Я бы не отказалась наведываться в её мир как можно чаще. Яёи Кусама создает необычные сказки, сюрреалистические коробочки, на самом деле, не имеющие горизонта. Её фантастические зарисовки расширяют сознание – то ли она возвращает гостя в детство, то ли пробуждает его. Мне довелось видеть некоторые работы Яёи в Москве в Центре современного искусства «Гараж». Когда я пересекла черту между серым индустриальным зданием и инсталляцией Кусамы, на меня тут же набросился необыкновенно веселый горошек – одна из любимых тем Яёи. И как сама художница, я тут же включилась в игру под названием «Невыносимая одержимость мотивом орнаментального горошка».
И хотя выдумка с галлюцинациями является отличным коммерческим имиджевым ходом, особенно восприимчивым людям все же рекомендую подготовить свое сознание заранее – иначе горошек может одержать над вами победу и даже поработить вас.
Возможно, неконтролируемые белые кружки, набрасывающиеся на художницу в виде очередной галлюцинации вызывают у нее спорные чувства, и скорее даже, пугающие. Меня же они заставили улыбаться! Словно я попала в мультяшный мир или шагнула в экран с движимой кинематографической картинкой. Одним словом, это чудо и оно живое! И хотя выдумка с галлюцинациями является отличным коммерческим имиджевым ходом, особенно восприимчивым людям все же рекомендую подготовить свое сознание заранее – иначе горошек может одержать над вами победу и даже поработить вас.
В 2008 на аукционе Кристи работа Яёи была продана за $5100000. Это рекорд для живущей женщины-художника.
Другая инсталляция представляла собой «Бесконечную зеркальную комнату – души в миллионах световых лет от нас». Если вам когда-нибудь удастся её посетить, будьте осторожны, можете не вернуться в реальную жизнь. Конечно, я немного преувеличиваю, но то, что вы действительно почувствуете, так это сумасшедшую энергетику автора. Женщина, которая уже много лет творит в Нью-Йорке, как скульптор, как художник, как дизайнер, как режиссер, как писатель и поэтесса хватает вас за душу. Чувствуете? Вы чувствуете на что способен талантливый человек? В 2008 на аукционе Кристи работа Яёи была продана за $5100000. Это рекорд для живущей женщины-художницы. Есть вероятность, что такой мир вас затянет и вы тоже начнете безудержно творить… В бизнесе, в любви, в спорте — не важно. Важно то, что работы Яёи Кусама вдохновляют и вызывают сильные эмоции, даже сексуальные, да-да. Рекомендую принимать дозированно, переваривать долго, улыбаться вечно.
Например, мы смотрим хорошее кино, чтобы на 2 часа погрузиться в проблемы или счастье вымышленных героев. Но мы не в картинке и лишь наблюдаем за происходящим со стороны. Когда же зрители кино перешагивают черту киноэкрана и попадают на бал, банкет, в сказку — вот тут и начинает свою работу инсталляция.
Чем хороши музеи современного искусства? Тем, что они представляют огромное количество необычных инсталляций. Например, мы смотрим хорошее кино, чтобы на 2 часа погрузиться в проблемы или счастье вымышленных героев. Но мы не в картинке и лишь наблюдаем за происходящим со стороны. Когда же зрители кино перешагивают черту киноэкрана и попадают на бал, банкет, в сказку — вот тут и начинает свою работу инсталляция. Оказываясь в ящике-задумке художника, мы выпадаем из реальности гораздо мощнее, чем в кино. Даже 3D так не работает, как эффект «быть запертым в ограниченном пространстве». Здесь начинают работать инстинкты, прошлые воспоминания и нажитый опыт. В таких пространствах зритель превращается в главного героя проекта и оказывается один на один с настоящим собой. Включается психика.
Инсталляции Яёи Кусама вызывают приятные эмоции и воспоминания. А вот вам другая экспозиция, посвященная жертвам Холокоста – ветер, сырой бетон, уходящий в бесконечность, запах сырости и скрип двери в Еврейском музее Берлина. Все это яркие примеры современного искусства для современного человека, которому мало просто смотреть на картину. Теперь хочется шагнуть в историю и, пробравшись сквозь толстые мазки Моне, позавтракать на траве под кроной старых деревьев.