Текст: Ольга Аверкова-Литвинова @o_terpsihora
Фотограф: Анна Прокопчик @anna_pro_foto
Образ: Светлана Баст @svetlana_bast
Локация: @fotopro.by
Художница Ирина Котова @irartery работает в технике экспрессионизм, наивная живопись. Ее инсталляции трогают темой трансформации личности, откровенным разговором с жизнью и смертью. В 2023 году у Ирины диагностировали рак молочной железы. Но именно сегодня, как никогда ранее, оставив успешную карьеру, вернувшись к тому, что любит больше всего – к живописи, она ощущает себя на своем месте.
— Когда я пыталась найти информацию о вас, изучала работы и перечень выставок, отметила, что ваше проявление, как художницы началось не так уж давно. Первая выставка, в которой вы приняли участие датируется 2021 годом. Кем была Ирина Котова до этого? Что послужило такому новому открытию себя, такому перевороту?
— Рисовать я любила с детства, хотела стать художником или архитектором. Но так сложилось, что мой путь к себе немного затянулся. Моя семья, что касается образования, была консервативных взглядов. Мама – врач, папа –инженер считали, что профессия должна быть серьёзной, надежной, и приносить стабильный доход. Поэтому живопись долгое время являлась лишь моим хобби. Я стала успешным специалистом в технической области, занималась сертификацией в крупной компании, и достигла своего потолка в Беларуси. Высокая должность, бесконечные часы в офисе, командировки в разные страны мира, хорошая зарплата. Все, к чему я стремилась, к чему направляли меня родители – исполнилось. Но взамен пришло осознание того, что я несчастлива.
После тридцати лет поняла, что нужно что-то менять, стала вспоминать, чем же я большего всего любила заниматься, что делало меня счастливой. Так случилось мое возвращение к себе через живопись. Я пошла обучаться на курсы рисования, пробовала техники, работала с разными материалами. А потом случилось знакомство с художником, который стал моим первым серьезным учителем. Владимир Гац показал мне, как грунтовать холсты, писать маслом, познакомил с техникой академической живописи.
Все это мне жутко понравилось. Как профессиональный художник я начала себя позиционировать с 2020 года. В том же году создала свой профессиональный аккаунт, где информацию размещала на английском языке. Мне хотелось сразу же монетизировать свою работу, поэтому белорусский рынок серьезно не рассматривала. Несколько моих работ действительно уехало в Америку.
Затем случилась новая знаковая для меня встреча с концептуальной мультимедийной художницей Надеждой Хмыль. Надя создала курс для молодых художников, которые не совсем представляли, как развиваться на белорусском рынке, я как раз была одной из них. Так появился курс «Глубина», а все мы выпускники этого курса стали называть себя «глубинщиками». Надя научила меня создавать не просто отдельные работы, а проекты, объединённые одной идеей, инсталляции. Мой пазл сложился. Я начала говорить со зрителем не только через картины, но и через свои тексты, дополнительные предметы, коллажи, фотографии, музыку, свет, цвет. В 2022 году на «Осеннем салоне» моя инсталляция «Занавес трансформации» заняла второе место, и тут же была продана. Невероятные чувства.




— Как вас приняли в художественной среде?
Присматривались. Но мне повезло, меня поддерживала целая группа успешных «глубинщиков», мы – банда.
— Идея, цвет, герой, эмоция – ваши основные опоры в работах. Экспрессионизм и абстракция – стили, в которых вы работаете. Как быстро нашли свой стиль?
— Благодаря моей прошлой профессии я много ездила по Европе, обязательно ходила в музеи, и уже тогда поняла, какой стиль живописи меня особенно впечатляет. Да, академизм удивляет, заставляет всматриваться. Но действительно трогает экспрессионизм, наивная живопись, голая эмоция. Определилась я быстро, мне повезло. В том числе, вероятно, и потому что академическая школа не была в моем процессе становления серьезным и долгим блоком обучения. Поэтому мне сразу было проще выходить за рамки, за границы.
— Образ женщины – основной в ваших работах – был выбран не случайно?
— Скорее я взяла условный образ женщины, чтобы передавать свои эмоции в текущий момент времени, в определенный этап моей жизни. Женщины – совершенные существа. Они сильные, способны тонко чувствовать этот мир. Я люблю создавать портреты, раскрывать индивидуальность, внутренний мир переживаний, трансформаций.
— Одна из женских трансформаций – это материнство. Вы – мама. Материнство – свобода – творчество могут уместиться в одной женщине?
— До тридцати лет я была убежденной childfree, не видящей в материнстве никакого смысла. Хотя так оно и есть в действительности. Потом, видимо, взыграли гормоны, и в моей жизни появилась дочь. Материнство – это то, к чему ты не готова в любом возрасте. Я прошла стадию долгого оплакивания моей прошлой жизни, прощалась с тем уровнем свободы, которого никогда уже не будет. Спасибо моей сильной поддержке – мужу, бабушкам, дедушкам. Мне освободили вечера для живописи. В моем случае формула – «материнство – свобода – творчество» является осуществимой.




— Какая из ваших работ вам особенно дорога?
— Темный автопортрет очень знаковая для меня работа. Я ее создала в 2021 году. Помню я готовила ее к выставке, принесла после багетной мастерской, поставила на стол, и сказала мужу, что мой предсмертный портрет готов. Не знаю зачем я так мрачно пошутила, но спустя несколько месяцев у меня возникло острое желание сделать светлый автопортрет в продолжение инсталляции «Я есть».
В это же время мне ставят диагноз рак молочной железы. Странное совпадение. В тот год накануне болезни сбывались все мои желания, о чем подумаю, чего захочу – так и будет. Либо я уже тогда на подсознании знала о болезни, либо это сила мысли. Светлый автопортрет, в паре к темному – мой разговор с собой, Богом, Вселенной о том, что я хочу жить. Моей персональной выставкой «Театр эмоций» (2024 год, Дворец искусств) я закрываю свой темный период в жизни, беру курс на выздоровление. Хочу создавать светлые работы, про жизнь. Я буду жить.




— Рак молочной железы – новость, которая обрушилась на вас в 2023 году. Еще один поворот в жизни. Что вы почувствовали в тот момент?
— Опухоль в груди у меня была уже несколько лет. Ее наблюдали, рак не подтверждался. В 2022 после поездки в Индию опухоль вовсе пропала. А год спустя рак подтвердился. Конечно были поиски причины. За пару лет до болезни мои семейные отношения штормило, я ушла в работу с головой, приходила домой поздно вечером, ночами рисовала. Все мои действия по отношению к себе говорили о том, что я просто убивала свой организм.
Первое что я почувствовала, когда мне сообщили диагноз – ошеломляющий страх. Первая ассоциация – смерть. И тогда мне очень сильно захотелось жить. Помню момент, когда зелень стала невероятно зеленой, небо – необыкновенно голубым, жизнь – такой красивой! Я проснулась. Сейчас уже знаю, что рак молочный железы является одним из самых изученных видов рака, и поддается лечению.
— В одном из своих постов вы пишете: «Большинство людей живет, словно они бессмертны, но это не так. Моя болезнь помогла мне увидеть и глубоко почувствовать это». Что дает вам силы проходить этот путь?
— За эти полгода я сильно изменилась, почистила свою жизнь, выбросила ненужное. Поняла, насколько ценно время, и что тратить его на офис, бесконечную гонку, нелюбимое дело – это преступление по отношению к себе. Я даже подумала, как классно было заболеть. Я вылечусь, а понимание ценности каждого мгновения жизни, каждого дня останется со мной навсегда. Очень жаль, что с человеком должно случиться что-то серьезное, чтобы он смог не на словах, а внутренне прийти к пониманию радости жизни. Счастье – внутри. Только мы сами можем сделать себя счастливыми.
Сейчас я научилась быть благодарной любым событиям, которые происходят со мной. Всё нам дано не просто так, у всего есть смысл. Я вижу насколько красиво разворачивается моя жизнь, складывается мой собственный пазл.
Дополнительные силы мне даёт йога. В 2022 году я обучалась в Индии на инструктора хатха-йоги, сейчас планирую стать учителем Кундалини йоги. Если бы я пришла к йоге раньше, мне кажется, никакой болезни со мной не случилось бы. Сейчас я полностью на своем месте, я счастлива.
— Вопрос, который я никогда не задаю из-за его глубины. Но у вас хочу спросить: в чем смысл жизни?
— Не в продуктивности, не в гонке, не в статусе. Нас с детства учили постоянно что-то делать, сидение на месте приравнивалось к лени, безделью, чему-то жутко плохому. А нужно наоборот учиться замедляться, медитировать, проживать момент. Смысл жизни в том, чтобы быть счастливым. Тогда и мир вокруг меняется.
