Записки сумасшедшего культуролога

Содержание или форма: что важнее?

Современную публику удивить непросто.

Может быть, отвести, наконец, душу и освободить свои глубокие, хаотичные мысли в авторском кино стиля «арт-хаус»? Или все же снять мейнстримный фильм, а на вырученные деньги купить виллу на Юге Франции? Может быть, начать копить деньги, отказывая себе во всем и приобрести однажды любимую картину Густава Климта «Поцелуй»? Или к чему все это – лучше спокойно продолжать свое размеренное существование с ежегодным посещением скучных курортов Турецкой Республики.

Сложные вопросы, не так ли? Эффективнее было бы на время написания заметки превратиться в доктора культурологических наук или, например, в Хосе Ортега-и-Гассета. При имеющихся обстоятельствах придется полагаться лишь на собственное мнение и опыт от прочитанного.

Одна лишь разница: «человек массы», как и древние римляне, требует зрелищ, желательно, проникающих в самую душу своей остротой и откровенно достоверной картинкой.

Современную публику удивить непросто. Хорошо подобранная музыка, качественный видеоряд, четко сформулированная мысль автора, красочные спецэффекты, содержательные актеры, притягивающий внимание сценарий… Желание быть впечатленным от увиденного и от прослушанного сильно, как у массового зрителя, так и у приверженца культурной элиты. Одна лишь разница: «человек массы», как и древние римляне, требует зрелищ, желательно, проникающих в самую душу своей остротой и откровенно достоверной картинкой. Человек, относящий себя к культурной элите, требует смысла, проникающего своей актуальностью в самое сердце или идеи, грызущей мозг содержательностью и глубиной.

И те и другие правы. И те и другие не могут сегодня друг без друга. Элита, создавая элитарную культуру, образует ориентиры и ценности. Массовая культура являет собой мост, по которому человек непосвященный в высокое и прекрасное может при правильно выбранном направлении прийти к элитарному. По крайней мере, мне бы искренне хотелось в это верить.

Сегодня граница между элитарным и массовым все больше размывается.

Сегодня граница между элитарным и массовым все больше размывается. Мы ненароком начинаем восхищаться хорошо сделанным рекламным роликом и даже вручаем ему награду за лучшую режиссеру и креатив. Думаю, многие из нас были бы не против украсить свой интерьер кричащими работами Энди Уорхола и никого при этом не смущает, что его искусство является ярчайшим примером массовой культуры. Иногда приятно провести бессонную ночь в поисках смысла жизни, после прочтения книги или просмотра экзистенциального кино. Но легкости, иронии и тонкого юмора не отнять у таких направлений, как дадаизм (Марсель Дюшан), фовизм (Анри Матис), поп-арт (Энди Уорхол), которые сложно отнести к элитарному искусству.

Проведем ли мы сегодняшний вечер с Андреем Тарковским или сходим с друзьями в кинотеатр на фильм «Обитель зла 4: Жизнь после смерти»? Чтобы идти в ногу со временем нужно быть в курсе всех направлений и тенденций.

Почти каждый сегодня имеет высшее образование, каждому доступны примеры высокого искусства через книги, через Интернет, через СМИ… Проблема лишь в ориентирах, а свободу выбора, какую книгу читать, чем интересоваться, как распоряжаться своим мозгом и своимиинтеллектуальными возможностями никто не отменял. Проведем ли мы сегодняшний вечер с Андреем Тарковским или сходим с друзьями в кинотеатр на фильм «Обитель зла 4: Жизнь после смерти»? Чтобы идти в ногу со временем нужно быть в курсе всех направлений и тенденций. Поэтому поход с друзьями в кино не откладывается, а по дороге в прокате возьмем Андрея Тарковского.

Не будьте снобами, развивайтесь и не отказывайте себе в милых развлечениях, зарабатывайте деньги и тратьте их на интересные вещи, цените вечные ценности и любите жизнь. И помните, все, что окружает нас, прекрасно по своей сути.

Автор: Ольга Аверкова-Литвинова
Специально для «Женского журнала»

http://terpsihora.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *